Главная  Статьи

Статьи

Статьи

« Назад

Оптимизация деятельности предприятия в области обращения с отходами  01.11.2012 22:31

  Оптимизация деятельности предприятия в области обращения с отходами
И.Г. Ткаченко, Е.В. Маслова, О.Б. Носкова ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»


   Разработка и выполнение программы оптимизации обращения с отходами позволяет хозяйствующему субъекту усовершенствовать систему учёта отходов и их утилизации.
   Практически любое промышленное предприятие ежегодно сталкивается с проблемой организации системы экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления Природоохранные службы решают задачи исполнения требований действующего законодательства и одновременно сталкиваются с необходимостью сокращения экономических издержек в этой работе.
Основные законодательные требования в области обращения с отходами включают:
  • соблюдение экологических требований (в том числе снижение негативного воздействия опасных отходов на окружающую среду, наличие обустроенных мест для временного накопления отходов и др.);
  • наличие технической и технологической документации об использовании и обезвреживании отходов;
  • ведение учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов;
  • проведение инвентаризации объектов размещения отходов;
  • проведение мониторинга окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
  • соблюдение требований по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принятие неотложных мер в случае аварий по ликвидации их последствий.
   Соблюдение перечисленных требований обеспечивается путем принятия соответствующих организационных документов (в виде положений, порядков, инструкций, операционных схем, регламентов и т.п.), утверждаемых приказами хозяйствующего субъекта, и их исполнения.
   В комплект таких документов может включаться также утверждённая хозяйствующим субъектом Программа оптимизации деятельности предприятия в области обращения с отходами (далее – Программа), которая представляет собой документ, определяющий как процедуру проведения контрольных мероприятий, так и организацию выполнения всего комплекса требований: экологических, санитарных, противопожарных и др.
В 2010 г. такая Программа была принята в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». В Программе указаны основные мероприятия по выполнению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, предусмотрены меры для оптимизации размещения отходов производства и потребления и снижения их негативного воздействия на окружающую среду.
   В целях выполнения требований природоохранного законодательства лица, ответственные за безопасное обращение с отходами, обеспечивают в соответствии с утверждённым графиком выполнение Программы производственного экологического контроля на производственных объектах предприятия.
   Для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в области обращения с отходами до сведения лиц, ответственных за безопасное обращение с отходами, в обязательном порядке доводятся требования СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Проводится техническая учёба персонала, издаются соответствующие приказы и инструкции.
   Неотъемлемой частью обращения с отходами в рамках действующего законодательства является своевременное получение разрешительной документации. В целях унификации разрабатываемых проектов в службе промышленного экологического мониторинга создана группа разработки природоохранной документации. Сотрудники группы снабжены программным обеспечением, которое регулярно обновляется, методической и специальной технической литературой. Всё это позволяет получать проектную документацию высокого качества и проводить её согласование в оптимальные сроки По запросу разработчиков проектной документации экологи филиалов представляют исходные данные для разработки ПНООЛР, участвуют в согласовании проектов и получении разрешительной документации.
Для оптимизации мест временного размещения отходов на территории промышленных площадок организовано раздельное накопление отходов в зависимости от класса опасности и способа их дальнейшей утилизации. Для временного накопления отходов используются оборудованные площадки, маркированные ёмкости и контейнеры.
   Для накопления отходов I класса опасности (ртутные лампы отработанные) для всех филиалов Общества приобретена специальная оборотная транспортная тара с крышкой, которая обеспечивает экологическую безопасность при обращении с этим отходом на предприятии, а также соблюдение природоохранных требований по хранению отработанных ламп.
   Система учёта и движения всех видов отходов, действующая на производственных объектах, предусматривает регистрацию передачи каждого вида отхода для утилизации с документальным подтверждением, а в договорах, заключаемых со сторонними организациями, которые привлекаются для транспортировки, использования, обезвреживания или захоронения отходов, закрепляется право собственности на них.
Одной из экологических целей ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» является сокращение доли отходов, передаваемых для захоронения на полигоны твердых бытовых отходов. Для этого ряд отходов, образуемых на нашем предприятии, извлекается из общего количества отходов, передаваемых на полигоны для захоронения, и передается в специализированные предприятия для дальнейшего использования или обезвреживания.
   Анализ возможностей использования отдельных видов отходов на собственном предприятии выявил возможность применения в производственном цикле некоторых отходов (древесных, отходов песка, лома чёрных металлов, шин отработанных и др.). В результате в рамках выполнения Программы в течение календарного года из отходов, ранее передаваемых на захоронение, использовано на предприятии 153т и передано в специализированные организации для утилизации 27т отходов.
   Для выполнения обязательств экологической политики ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», достижения целевых и плановых экологических показателей разрабатываются и обосновываются природоохранные мероприятия, на основании которых формируются долгосрочные программы управления окружающей средой и ежегодные планы природоохранных мероприятий.
   Основанием для разработки и реализации природоохранных мероприятий являются законодательные и нормативные требования к природоохранной деятельности, значимые экологические аспекты предприятия. Для соблюдения законодательных требований в области обращения с отходами в рамках программ и планов природоохранных мероприятий, подлежащих адресному выполнению филиалами и предприятием в целом, необходимо обеспечить:
  • соблюдение установленных нормативов образования отходов,
  • непревышение предельных количеств отходов в местах их накопления и обеспечение своевременности их передачи (удаления),
  • соблюдение условий хранения и захоронения отходов и лимитов на их размещение,
  • ведение первичного учета в области обращения с отходами по филиалам и в целом по хозяйствующему субъекту;
  • выполнение установленных мероприятий по безопасному обращению с отходами;
  • поддержание исправного технического состояния оборудования по предупреждению, локализации и ликвидации аварий, связанных с обращением с отходами;
  • разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • подготовку отчетов по форме федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с отходами №2-ТП (отходы),
  • выполнение предписаний должностных лиц органов государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами.
   В числе наших главных задач – сохранение природной среды в зоне влияния производственных объектов, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности при эксплуатации объектов транспортировки природного газа. Разработка и внедрение программы оптимизации деятельности в области обращения с отходами позволила нашему предприятию усовершенствовать систему учёта отходов и их утилизации.
   Одной из специфических проблем для предприятий газовой отрасли является необходимость обезвреживания и утилизации нефтесодержащих отходов, образующихся при очистке природного газа и полости магистральных газопроводов на различных промышленных площадках, находящихся зачастую на значительных расстояниях друг от друга. Кроме того, нестабильность состава таких отходов не позволяет решить вопрос их обезвреживания собственными силами. На сегодняшний день этот вопрос решается путём заключения договоров со специализированными организациями, имеющими лицензии на обезвреживание, использование и транспортировку отходов. Наличие на объектах ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» нефтесодержащих отходов требует поиска согласованной с природоохранными органами и экономически обоснованной технологии их утилизации.
   Кроме того, остаются актуальными задачи планового снижения количества отходов производства и потребления, образующихся на предприятии; проблемы организации сортировки отходов, передаваемых для захоронения, в целях извлечения компонентов, пригодных для дальнейшего использования. Не все полигоны ТБО, находящиеся в районах расположения промышленных площадок филиалов. Общества, имеют соответствующие лицензии на размещение отходов, в связи с чем предприятию, чтобы не нарушать требование о размещении отходов только на лицензированных полигонах, приходится нести значительные транспортные и финансовые расходы.
   Законодательство многих стран, в том числе и природоохранное законодательство России, стимулирует вовлечение промышленных отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных сырьевых ресурсов. В нашей стране работа по созданию промышленных технологий и оборудования для переработки отходов находится в начальной стадии, на этапе разработки пилотных установок. Разрабатываемые процессы носят затратный характер и, несмотря на бросовую цену исходного сырья, имеют, как правило, низкую экономическую эффективность.
   Экономическая целесообразность того или иного природоохранного мероприятия определяется на каждом конкретном предприятии с учётом его экономических возможностей. Для одного предприятия строительство установок по обезвреживанию отходов экономически невыгодно, поскольку объемы образования отходов ниже минимальных мощностей типовых установок, выпускаемых промышленностью. Решение этой проблемы должно быть найдено либо на региональном уровне путём строительства установок по переработке отходов для всех предприятий, либо на местном уровне путём создания установок малой производительности для обезвреживания отходов непосредственно на объектах отрасли.

Экология Производства - Научно-практический журнал №10 октябрь 2011 года